Весной следующего года на рынке автомобильного ритейла в Москве и регионах может произойти череда слияний и поглощений, считают опрошенные РИА Новости эксперты и топ-менеджеры компаний отрасли.

"Сейчас крупных дилерских центров построено больше, чем необходимо. И те, кто их построил, будут вынуждены их продать, потому что содержание обходится достаточно дорого. Нужен какой-то период времени, чтобы они поняли, что с этим "чемоданом без ручки" пора проститься", — сказал РИА Новости вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Андрей Петренко.

По его словам, собственник обычно принимает решение о продаже, когда видит результаты года. Официальные результаты текущего года появляются в марте следующего. Таким образом, решение о продаже и покупке бизнеса собственники будут принимать весной.

В конце сентября один из крупнейших автохолдингов Санкт-Петербурга "Мега-Авто" продал свой московский бизнес группе компаний "Автоспеццентр" за один миллиард рублей, покинув столичный рынок, писал "Коммерсант". По его данным, причиной финансовых проблем холдинга стали московские проекты, точнее завышенные инвестиции в них. Что же касается "Автоспеццентра", сейчас группа не ведет конкретных переговоров о покупке других дилеров, сказал РИА Новости ее вице-президент Владимир Моженков.
Проблемы автодилеров

Проблема текущей бизнес-модели в авторитейле — высокий уровень инвестиций, ставящий дилеров в зависимость от дорогих банковских кредитов, говорит председатель совета директоров крупного регионального дилера "Модус" Алексей Лещенко. По его словам, как следствие, многие компании находятся в предбанкротном состоянии, в регионах идет передел рынка. Со своей стороны "Модус" уплотняет бренды с низкой рентабельностью, совмещая их в одном салоне и сокращая арендованные площади, рассказал Лещенко.

В Москве больше расходов на содержание бизнеса, рентабельность меньше, а конкуренция больше, напоминает Петренко из ассоциации автодилеров. При этом в регионах сейчас реально зарабатываются деньги, так как зарплаты — основной элемент издержек — там ниже, рассуждает он. Таким образом, оптимизировать расходы можно и по количеству персонала.

Так поступила группа компаний "БН-Моторс", рассказал РИА Новости председатель ее совета директоров Алексей Подщеколдин. По его словам, в этом году было уволено 10-15% персонала. Кроме того, компания передвинула сроки открытия двух новых дилерских центров на будущий год, отметил Подщеколдин. В начале года "БН-Моторс" будет распродавать складские запасы и расширять лизинг, добавил он.
Возможности для расширения

Однако не все планируют урезать планы по открытию новых дилерских центров. "Кризис для меня лично — это возможность купить тех, кто сильно нервничает, кто перезаложился и так далее. К началу кризиса открываю все кредитные ресурсы, чтобы быстро принять решение по покупке того или иного дилера", — сказал РИА Новости генеральный директор одного из московских дилеров, пожелавший остаться неназванным. По его словам, сейчас на рынке очень много предложений.

Расширяются и крупные региональные игроки. Так, о планах по расширению говорит Лещенко из "Модуса". Этот региональный дилер в прошлый кризис удвоил количество своих центров, напоминает он. Но покупать дилеров, растерявших позиции, невыгодно — вместе с ними покупаешь и их проблемы, гораздо проще получить франшизу обанкротившегося ритейлера, отмечает Лещенко. По его словам, компания ведет переговоры с несколькими брендами и, скорее всего, возьмет несколько новых франшиз в свои регионы.

"Дилер не может повлиять на размер кредитных ставок, изменить быстро структуру рынка, то есть привлечь дополнительных клиентов за счет снижения стоимости запчастей также невозможно, мы можем изменить только инвестиционную позицию, если сможем с одного квадратного метра своей площади продавать больше машин. А это возможно на падающем рынке только за счет увеличения франшиз", — подытожил Лещенко.